- ГОСТ Р 52614.4-2007: Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в органах местного самоуправления
Терминология ГОСТ Р 52614.4-2007: Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в органах местного самоуправления оригинал документа:
3.5.4 вспомогательный процесс (support process): Процесс, обеспечивающий удовлетворительное функционирование основных процессов (3.5.2).
Примечание - Вспомогательные процессы могут включать в себя менеджмент человеческих, материальных, финансовых и компьютерных ресурсов.
Определения термина из разных документов: вспомогательный процесс3.1 высшее руководство (top management): Должностное лицо или группа должностных лиц, отвечающих за исполнение функций на самом высоком уровне органа местного самоуправления (3.4).
Примечания
1 Права и обязанности высшего руководства могут значительно изменяться в разных странах и культурах.
Типичными примерами наименования высшего руководства могут быть: мэр, губернатор, глава местной администрации, директор и т.д. Высшее руководство, обычно избираемое всеобщим голосованием или с помощью другого установленного избирательного процесса, выполняет функции управления органом местного самоуправления (3.4).
2 Местный совет - собрание органа местного самоуправления (3.4), деятельность которого подлежит регулированию в соответствии с законодательством, его избирают обычно путем всеобщих выборов. Местный совет обычно формируют из мэра, консультантов, должностных лиц и попечительных органов соответствующего органа власти. Местный совет - это местная государственная организация, отстаивающая интересы территории и населения.
Определения термина из разных документов: высшее руководство3.4 орган местного самоуправления (local government): Руководящий орган в стране или нации, отвечающий за управление, руководство и планомерное развитие определенной территории и ответственный за предоставление потребителю/гражданину (3.2) услуг органа местного самоуправления (3.6).
Примечание - Органы местного самоуправления, базирующиеся на территориальном, государственном и/или региональном разделении, обычно близки к некоторому сообществу. Орган местного самоуправления является юридической единицей, сформированной территорией, сообществом, правительством и законодательством, имеет собственную юридическую правоспособность и обладает собственными политическими, административными, патримониальными и регулирующими возможностями.
Определения термина из разных документов: орган местного самоуправления3.5.2 основной процесс (core process): Процесс, необходимый для исполнения функций и достижения целей органа местного самоуправления (3.4).
Примечания
1 Примеры основных процессов: процесс обеспечения жизнеспособного экономического развития, процесс социального развития и процесс жизнеспособного экологического развития.
2 Основные процессы обычно включают в себя рабочие процессы органа местного самоуправления (3.5.3).
Определения термина из разных документов: основной процесс3.2 потребитель/гражданин (customer/citizen): Организация или лицо, которая(ое) оплачивает услуги и/или которой(ому) предоставляет услуги (3.6) орган местного самоуправления (3.4).
Примечания
1 Для органа местного самоуправления важно определить различные категории потребителей и добиваться сбалансированной реакции на потребности и ожидания потребителей. Например, некоторые граждане являются налогоплательщиками и их вклады служат источником финансирования услуг органа местного самоуправления, однако фактически извлекают наибольшую выгоду из предоставленных услуг другие граждане.
2 Термин «потребитель» обычно связывают с коммерческой деятельностью, и его использование в работе органа местного самоуправления /государственной службы и даже в общественном международном праве может вызывать некоторые противоречия. Однако этот термин широко применяют в области стандартизации систем менеджмента качества, и поэтому в настоящем стандарте наряду с термином «потребитель» использован термин «потребитель/гражданин».
Определения термина из разных документов: потребитель/гражданин3.8 прозрачность (transparency): Доступность для всех заинтересованных сторон и граждан результатов процессов, процедур, методов, источников данных и предположений, используемых органом местного самоуправления, обеспечивающая понимание заинтересованными сторонами их прав и обязанностей по отношению к органу местного самоуправления.
ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования
4 Система менеджмента качества
Определения термина из разных документов: прозрачность3.5.1 процесс менеджмента (management process): Процесс выполнения установленного законодательства, политики и стандартов, необходимый для управления органом местного самоуправления (3.4) и надзора за ним.
Определения термина из разных документов: процесс менеджмента3.5 процесс органа местного самоуправления (local government process): Набор взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности органа местного самоуправления, преобразующих входы (политика, ресурсы, потребности и ожидания потребителей/граждан и т.д.) в выходы (поставленная продукция и предоставленные услуги гражданам).
Примечания
1 Процессы органа местного самоуправления могут быть отнесены к процессам менеджмента (3.5.1), основным процессам (3.5.2), операционным процессам (3.5.3) и вспомогательным процессам (3.5.4).
2 Приложение А содержит некоторые примеры типовых процессов органа местного самоуправления.
Определения термина из разных документов: процесс органа местного самоуправления3.5.3 рабочий процесс (operational process): Часть основного процесса (3.5.2), позволяющая органу местного самоуправления (3.4) поставлять продукцию и предоставлять услуги (3.6), отвечающие потребностям и ожиданиям потребителей/граждан.
Определения термина из разных документов: рабочий процесс3.7 система менеджмента качества органа местного самоуправления (quality management system of the local government): Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, позволяющих органу местного самоуправления устанавливать политику и цели в области качества и обеспечивающих достижение этих целей.
(Определение составлено на основе определений 3.2.1, 3.2.2 и 3.2.3 ИСО 9000.)
Примечания
1 Эти элементы обычно включают в себя аппаратные средства, программное обеспечение (методы и процедуры) и человеческие ресурсы, необходимые для обеспечения результативности рабочих процессов органа местного самоуправления (3.4).
2 Цели, относящиеся к качеству, должны включать в себя требования к органу местного самоуправления (3.3).
Определения термина из разных документов: система менеджмента качества органа местного самоуправления3.3 требования к органам местного самоуправления (specification for local government): Минимальные требования, предъявляемые к поставке продукции и предоставлению услуг, подлежащие последовательному и эффективному выполнению органом местного самоуправления (3.4) и отвечающие потребностям и ожиданиям граждан.
Примечания
1 Требования к органам местного самоуправления обычно устанавливают в специальных документах, таких как Устав органа местного самоуправления и др.
2 Часть требований к органам местного самоуправления может содержаться в законах, в региональной или государственной политике правительства.
3 Примерный перечень показателей выполнения требований к органам местного самоуправления приведен в приложении В.
Определения термина из разных документов: требования к органам местного самоуправления3.6 услуга (service): Результат одного или нескольких процессов, выполненных органом местного самоуправления (3.4).
Примечания
1 Термин «услуга» обычно указывает на материальную продукцию. Везде, где в ИСО 9001 встречается термин «продукция» организации, это означает и продукцию и услугу, поставляемые и предоставляемые органом местного самоуправления. Несмотря на преобладание нематериального характера, услуга может включать в себя некоторые материальные компоненты (например, консультативные брошюры, наличие канализации, убежищ и др.).
2 Примеры услуг могут касаться состояния питьевой воды, сточных вод, дренажа, освещения, канализации, гражданской обороны и др.
3 Одной из основных услуг, часто предоставляемых органом местного самоуправления, является услуга по разработке проектов, для которых может быть необходима разработка планов по качеству (см. ИСО 10005 и ИСО 10006 для разработки планов по качеству и менеджменту проектов соответственно).
Определения термина из разных документов: услуга
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.